Творчество Эдгара Аллана По, одного из величайших американских романтиков, весьма своеобразно и, пожалуй, беспрецендентно по своему воздействию на мировую литературу. Магией его стихов было очаровано несколько поколений поэтов, его проза обусловила возникновение многих литературных школ. Не только для XIX, но и для XX века он остался “самым звездным из заблудившихся на земле трубадуров вечности”, как назвал Э. По влюбленный в его поэзию К. Бальмонт.
        Эдгар По родился в Бостоне 19 января 1809 года. Его отец оставил семью; мать умерла, когда мальчику не исполнилось и трех лет. Эдгар был взят на воспитание богатым торговцем из Ричмонда Джоном Алланом. Через четыре года семья Аллана переехала в Англию, где мальчика отдали учиться в закрытый лондонский пансион. По возвращении Алланов в Ричмонд летом 1820 года он поступил в колледж. В колледже Эдгар влюбился
в мать своего однокашника, Джейн Крег Стенард, но первая любовь трагически оборвалась: в 1824 году миссис Стенард умерла. В 1826 году Эдгар закончил колледж и поступил в недавно основанный Виргинский университет, в котором он проучился всего год, так как Джон Аллан наотрез отказался выплачивать немалые карточные долги приемного сына. Ссору усугубила расстроенная, очевидно не без усилий Аллана, помолвка Эдгара с Сарой Эльмирой Ройстер.
        Для поэта началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он уехал в родной Бостон, где напечатал сборник стихов под псевдонимом “Бостонец”, но книга, издание которой поглотило все сбережения автора, осталась незамеченной. Безденежье заставило По стать солдатом, затем записаться в Вест-Пойнт, в американскую военную академию. Он нигде не задерживался надолго: пытался поступить на сцену, переписывал бумаги в бостонских, а затем и в ричмондских конторах.
        В 1829 году в Балтиморе Э. По познакомился со своими родственниками по отцу и некоторое время жил у родной тетки, Марии Клемм. В декабре того же года, видимо, при помощи родственников, вторично был издан сборник, озаглавленный “Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения”, на этот раз под собственным именем автора. Через некоторое время в Нью-Йорке По опубликовал третью книгу стихотворений, но поэтические сборники не имели успеха. Известность принесла ему проза: в июне 1833 года он выиграл объявленный журналом “Baltimore Saturday Visitor” конкурс, для которого написал свою первую новеллу “Рукопись, найденная в бутылке”.
        Весной 1834 года скончался Джон Аллан, не оставив приемному сыну ни цента. Погоняемый нуждой, По работал на износ в различных периодических изданиях, его стараниями приобретавших престиж. В декабре 1835 года он стал редактором ричмондского журнала “Southern Literary Messenger”. В том же году в Ричмонд переехали Мария Клемм и ее тринадцатилетняя дочь Вирджиния, с которой Эдгар обвенчался следующей весной. Вскоре пришлось сложить с себя редакторские полномочия из-за напряженных отношений с владельцем “Southern Literary Messenger”, заметившим склонность редактора к вину. Э. По с семьей уехал в Нью-Йорк, где прожил два года, опубликовав за это время несколько замечательных новелл, а также “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”. Авторский гонорар обычно не превышал пяти-шести долларов за рассказ, и писатель испытывал постоянную нужду.
        В конце 1838 года Э. По переехал в Филадельфию, приняв предложение занять место редактора “Gentlemen's Magazine”. Через год появилось первое издание прозы
По в двух томах “Гротески и арабески”. За шесть лет, проведенных в Филадельфии, писатель опубликовал около тридцати рассказов, множество литературно-критических и теоретических статей. В начале 40-х годов он возглавил редакцию “Graham's Magazine” и в короткое время превратил заурядный ежемесячник в один из лучших журналов страны – тираж возрос с пяти тысяч экземпляров до сорока. Но в 1842 году владелец “Graham's Magazine” пригласил для работы в журнале Руфуса Грисуолда, которого По имел основания считать своим личным врагом, и редакторское место пришлось оставить. Началось тяжелое время, отмеченное постоянными поисками заработка, появлением в печати злых нападок Грисуолда и других литературных противников, болезнью Вирджинии, – в результате По пристрастился к опиуму.
        В апреле 1844 года писатель вновь переехал в Нью-Йорк, где опубликовал несколько своих новелл. В 1845 году исключительный успех принесло стихотворение “Ворон”, и вскоре был выпущен сборник “Ворон и другие стихотворения”. Издатели нового
Broadway Journal” пригласили Э. По стать членом редакции. Но светлая полоса длилась недолго. Рассорившись с коллегами, По принял на себя ведение журнала, и через четыре месяца издание обанкротилось. Безбедная жизнь кончилась, пришла нужда. В январе 1847 года умерла Вирджиния.
        Последние два года жизни Э. По провел в напряженной работе. Полубезумное состояние рассудка, горестныеь размышления, безудержное отчаяние – все это заставляло писателя искать выход в вине, недолгих любовных увлечениях, постоянных переездах и метаниях. В ричмондских барах он декламировал отрывки из своей философской книги “Эврика”, ее он считал величайшим откровением, которое когда-либо слышало человечество. В Провиденсе добивался руки Сары Элен Уитмен и в то же время писал страстные письма Энни Ричмонд. В Бостоне пытался покончить с собой. В Норфолке и многих других городах читал лекции о “Поэтическом принципе”. 3 октября 1849 года По был найден на пути в Балтимор без сознания, полураздетый, а четыре дня спустя умер в местном госпитале.
        Поэта на протяжении всей жизни преследовали кривотолки, которые со временем переросли в откровенную клевету. Помимо мифов, неизбежно возникавших вокруг гениальной романтической личности, Эдгара По сопровождали злые сплетни и ложь. После смерти его душеприказчиком стал Грисуодд, который, пытаясь очернить писателя, фальсифицировал его бумаги и исправлял рукописи. Под псевдонимом “Людвиг” Грисуолд опубликовал полный подтасовок и клеветы некролог, а затем поместил в “Сочинениях покойного Эдгара
По” мемуары, которые довершили портрет аморалиста, циника и честолюбца. Потребовался труд нескольких поколений филологов, чтобы написать подлинную биографию и составить действительно полное собрание сочинений Эдгара По, литературного предтечи множества различных школ и направлений, боготворящих своего родоначальника.

Я. Лютикова

 

Переводы: К. Бальмонта,
В. Брюсова,
Н. Вольпин,
В. Топорова,
В. Бетаки,
Ю. Корнеева,
Г. Бена,
Е. Зета,
В. Рогова,
В. Жаботинского,
Р. Дубровкина и др.

 

 

 


на главную


вверх

 

 

Сайт управляется системой uCoz