Биография в поэтических сборниках
Верлен родился в семье капитана саперных войск и дочери богатого сахарозаводчика. Детство поэта было счастливым: обожавшие своего единственного и долгожданного сына родители (особенно мать) во всем ему потакали и баловали его. Верлен учился в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где начал писать стихи. Завершив образование, он поступил на работу в страховое общество, а затем в ратушу. В 1863 опубликовал свое первое стихотворение. В 1866 уже восемь его стихотворений появились в сборнике “Современный Парнас”. В том же году Верлен издал собственный сборник “Сатурнические стихотворения”, значительную часть которых составили произведения, написанные под заметным влиянием Шарля Бодлера, Теофиля Готье и парнасцев. В 1868 появилась брошюрка под названием “Подружки”: эти несколько стихотворений были посвящены теме лесбийской любви, и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее “Подружки” вошли в сборник “Параллельно”). В 1869 вышла вторая книга Верлена “Галантные празднества”, главной темой которых стали мотивы искусства. В том же году поэт познакомился с Матильдой Мотэ де Флервиль и после помолвки в июне 1869 начал работать над сборником “Добрая песня”, целиком посвященной невесте. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870, за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде. Четвертый сборник “Романсы без слов” (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии.
Встреча с Рембо
Стихи сборника создавались с весны 1872 по весну 1873 и были самым непосредственным образом связаны с драматическими отношениями Верлена и Рембо. Роковая для обоих поэтов встреча произошла в сентябре 1871, когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в Париж. Очень скоро семейная жизнь Верлена дала трещину: даже рождение сына не могло спасти этот брак. 7 июля Верлен ушел из дома по настоянию Рембо. Оба поэта отправились в Англию, где вели разгульное и одновременно полунищенское существование. Дважды Рембо оставлял своего друга, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы. Развязка наступила 10 июля 1873 в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своем желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него, легко ранив в руку. По приговору суда Верлен был осужден на два года тюрьмы, где пережил духовный кризис и обратился к католической вере. Освободившись, Верлен в феврале 1875 приезжает в Штутгарт для встречи с Рембо. Свидание закончилось ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.
1880-1890-е годы
В 1881 Верлен издал сборник “Мудрость”, назвав его “книгой новообращенного”: основная часть стихотворений была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879. Широкая публика узнала о существовании таких поэтов, как Верлен и Малларме, из знаменитого романа Гюисманса “Наоборот” (1884), главный герой которого обладал самыми утонченными литературными вкусами. Сборник “Когда-то и недавно” (1885) был издан, когда Верлен начал становиться знаменитым: именно сюда вошло прославленное “Поэтическое искусство”, написанное в апреле 1874 по случаю двухсотлетия “Поэтического искусства” Буало. В 1888 появился сборник “Любовь” — книга “католических” стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвященный памяти любимого ученика Верлена — Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием “Параллельно”, в которой Верлен, по его собственным словам, “как бы притворялся приверженцем дьявола”. Книгу “Счастье” (1891) обычно называют заключительной частью трилогии
(куда входят также “Мудрость” и “Любовь”). Книга “Песни к ней” (1891) посвящена несостоявшейся танцовщице Эжени Кранц, которая стала спутницей последних лет и дней Верлена. Книга “Сокровенные обедни” (1892) — еще одно собрание католических стихов – была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена “Эпиграммы” вышел в 1894.Импрессионизм и символизм
Верлену принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де Лиля и Теофиля Готье, но уже в “Романсах без слов” его стиль становится “импрессионистическим”: это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок – над однотонным цветом, светотень – над светом и тенью. Поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел ее до логического конца: грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным: его стихи воздействуют не своим прямым предметным значением, а навеянным и “подсказанным” настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшественников.
Е. Д. Мурашкинцева
Переводы: |
Ф. Сологуба; |
С. Шервинского; |
В. Шора; |